Выездная проектно-исследовательская сессия

Проектно-исследовательская сессия направлена на разработку, экспертизу и доработку проектов участников. Экспертиза проектов проходит по критериям гуманитарного проектирования.

Цели сессии:

  • содействие интеграции предметных областей знаний в процессе образования школьников через деятельностный подход;
  • развитие творческих способностей, познавательной активности, интереса к обучению и коммуникативной компетенции учащихся;
  • повышение общего уровня проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях;
  • развитие научно-исследовательской и познавательной деятельности школьников.

Запуск и реализация процесса проектирования основывается на выявлении, актуализации культурно-ценностного самоопределения субъектов образовательной деятельности.

В первой фазе проектной сессии детям и педагогам предлагается самоопределиться в собственном видении деятельностных проблем. Каждый участник имеет возможность заявить любую проблему, связанную с его деятельностью. После всестороннего обсуждения заявленной проблемы выявляются ценностные основания инициатора ее постановки и его единомышленников.

Вторая фаза — выявление приоритетности зафиксированной ценности относительно других своих ценностей и соотнесение ее с ценностями других людей, проявленных в той же ситуации. Эта фаза феноменально выглядит как специально организуемые и спонтанно возникающие конфликты между различными позициями (точками зрения на ситуацию). Каждому участнику сессии необходимо определиться, что он может сделать в данной ситуации для решения поставленной им проблемы имеющимися у него средствами. Фактически, вторая фаза заканчивается, когда появляются люди, берущие на себя ответственность за решение поставленных ими проблем и предлагающие определенные идеи их решения. Таким образом, проявленная ценность актуализируется и выходит на одно из первых мест в иерархии ценностей так определившегося человека.

Третья фаза — перестраивание отношений и проектирование путей реализации в деятельности выявленной ценности. В ходе сессии это проявляется в прекращении конфликтов и выстраивании деятельностно-кооперативных связей. Фактически люди, дошедшие до третьей фазы проектной сессии, становятся организаторами собственной деятельности.

Четвертая фаза – “вписывание” разработанного проекта в окружающее социально-культурное пространство. В этой фазе происходит коррекция проекта в результате экспертных решений внешних управляющих позиций. Центральным и наиболее деликатным (из-за возможности манипуляции) моментом на проектной сессии является организация рефлексии, где осуществляется “выход” из предметного движения, онтологизация (построение сущностной картины, задающей целостность) проблемной ситуации, фокусировка проблемы и переопределение (смена) позиции в соответствии с новым видением ситуации и имеющимися средствами.